Текст книги "Пунктуация". Человек без воли что каша без соли


Тема 11. Повторение - Рабочая тетрадь Исаева 4 класс

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1-7).

1. Есть антонимы в пословице

1) Землю солнце красит, а человека труд.

2) Тише едешь - дальше будешь.

3) Человек без воли что каша без соли.

4) Сытый голодного не разумеет.

2. Есть ошибка в разборе слова по составу

3. Пишется буква и в слове

1) плыть на лодк_

2) держать на ладон

3) в утренн_м свете

4) к могуч_му дубу

4. Пишется буква е в слове

1) лыш_т

2) увид_ла

3) почу_ть

4) постро_т

5. Нужно поставить запятую в сложном пред­ложении

1) Медведь и плавает отлично и на деревья легко взбирается.

2) К осени нагуляет медведь жиру и вдруг про­падает у него аппетит.

3) Мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает в сумочку кладёт.

4) Найдёт топтыгин малинник заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды.

6. Схеме  соответствует пред­ложение

1) Щенок лежит в корзинке, какой-нибудь мальчик сидит рядом с ним на полу и гладит его косматую голову.

2) Карлсон опустился на колени возле паровой ма­шины, и глаза его заблестели.

3) Карлсон сделал небольшой круг, облетел вокруг трубы, затем он набрал скорость и пронёсся мимо Малыша.

4) «Спокойствие, только спокойствие!» — сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.

7. Найди «лишнее» слово:

1) побежать

2) побежит

3) побежал

4) побег

8. Распредели признаки по частям речи, обозна­ченным цифрами (одинаковые признаки могут быть в нескольких группах).

1) имя существительное

2) имя прилагательное

3) глагол

а) время

д) число

е) спряжение

ж) склонение

б) лицо

в) род

г) падеж

1) в, г, д, ж

2) в, г, д

3) а, б, в, д, е

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте (№ 9-10).

9. Слова имеют в нашей жизни очень большое зна­чение. Без них мы не могли бы назвать то, что нас окружает. Вот небольшой рыжий лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом — это белка.

Этот зверёк получил своё название по цвету (жители Древней Руси так называли редкую породуэтих животных). Но сегодня со словом белый нет никакой связи, поэтому разобрать по составу данное слово нужно так: . Детёны­ша этого зверька называют (разбери это слово по составу). В корнях этих слов наблюда­ется чередование гласных.

Слово белка, называющее зверька с пуши­стым хвостом, состоит из пяти звуков и пяти букв. Разделить по слогам его можно так: бел-ка.

Об этом слове можно сказать, что оно являет­ся (часть речи) существительным, относится к женскому роду, 1 склонению. Это слово сочетается с прилагательным, являясь главным длянего словом, например, рыжая белка.

Если поставить это слово в В.п., то зависимое слово будет стоять в В.п. рыжую белку.

Запиши полученное словосочетание и выдели окон­чание в зависимом слове

рыжую белку

Придумай и запиши предложение с этим словом

В лесу мы увидели рыжую белку.

В предложении это слово является дополнением.

Составь схему предложения

В составленном предложении найди глагол и раз­бери его как часть речи.

Увидели (что сделали?

Н.ф. видеть, 2 спр. (искл.), мн.ч., прош.вр.

10. Прочитай текст.

1) Ещё при жизни Ломоносов стал воплощением русской культуры и всего русского. 2) Он сделал открытия в физике, химии, географии, истории и других науках, упростил русский язык, постиг тайны античной мозаики, был поэтом и художником. 3) Но как же трудно складывалась судьба его открытий.

4) Ломоносов не только открывал новое, он вступал в бой со старым. 5) А здесь требуется не просто гениальность, но и мужество, воля, упорство.

6) Ломоносов не был кабинетным учёным. 7) Это был крупный, быстрый и сильный человек. 8) Нрав Ломоносов имел хоть добрый и весёлый, но кру­той и вспыльчивый до ярости. 9) Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове. 10) Он пришёл в ужасное негодование, одного уло­жил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам. 11) Ло­моносов снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принёс добычу домой. 12) Недаром Пушкин говорил: «С ним шутить было накладно».

13) Его разносторонность и огромность сделанного им рождают уверенность в его научном долголетии. 14) На самом деле Ломоносов умер рано. Ему было всего 54 года. 15) Перед смертью он сказал: «Жалею я только о том, что все мои полезные на­мерения исчезнут вместе со мною...».

(По книге Я. Голованова «Этюды об учёных»)

Подбери к нему название.

О Ломоносове.

Укажи падеж всех имён существительных в предложении № 2.

Он сделал открытия (В.п.) в физике (П.п.), химии (П.п.), географии (П.п.), истории (П.п.) и других науках (П.п.), упростил русский язык (В.п.), постиг тайны (В.п.) античной мозаики (Р.п.), был поэтом (Т.п.) и художником (Т.п.).

Определи спряжение всех глаголов в предложе­нии № 10.

Он пришёл (1 спр.) в ужасное негодование, одного уло­жил (2 спр.) без чувств, другого с разбитым лицом обратил (2 спр.) в бегство, а третьего решил (2 спр.) ограбить (2 спр.) сам.

Подбери антонимы ко всем именам прилагатель­ным в предложении № 8.

добрый - злой, веселый - грустный, крутой - пологий, покладистый - вспыльчивый.

Составь схему предложения № 11.

Кратко передай содержание текста в трёх пред­ложениях, используя сложное предложение, пред­ложение с однородными членами и предложение с прямой речью.

Ломоносов делал не только новые открытия, он еще и вступал в бой со старыми, неверными. Это был не просто гениальный человек, но еще и упорный, смелый. Перед смертью он создал: "Жалею я только о том, что все мои намерения исчезнут вместе со мной...".

porusskomu.ru

Тест № 1. «Пунктуация» | Усачева М. П. | Милюк А.

 

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми .

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой .

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4)  Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.

2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег. 5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

3) Читать лежа вредно.

4) Его байки слушали развесив уши .

3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. 5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4)  Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега. 4)  Таким образом задача имеет единственное решение.

2)  Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3)  В итоге наши футболисты заняли второе место.

5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство . 5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына .

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость .

3) Стали его искать, а он как в воду канул .

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая . 5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф. 5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила.

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье. 5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире. 12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _1 и ему захотелось _2 как можно скорее _3 добраться до Волги _4 и _5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.

10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _1 называвшейся Татаркою _2 впадающей в Днепр _3 кинулись в воду с конями своими _4 и долго плыли по ней _5 чтобы скрыть след свой.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая. 5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

litra.pro

Читать книгу Пунктуация С. Г. Казарины : онлайн чтение

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Знаки препинания при цитатах и прямой речи
Упражнение 18

Расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях с цитатами и прямой речью.

1. В Грозе подчеркивал А.Н. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее.

2. Н.А. Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.

3. Говоря о рассказе И.С. Тургенева Хорь и Калиныч В.Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

4. Чацкий готовился серьезно к деятельности Он славно пишет, переводит…

5. По внешнему своему положению он (Обломов) барин; у него есть Захар и еще триста Захаров.

6. Лежа еще в постели Онегин получает три приглашения на вечер; он одевается и в утреннем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.

7. Старуха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину.

8. Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели.

9. Калашников запирает свою лавочку дубовою дверью да немецким замком со пружиною.

10. Николай задумчиво постукивая пальцем по стеклу сказал Вы не похожи на себя сегодня Саша.

11. Вошла секретарша и доложила Инженеры ждут в кабинете директора.

12. У всех присутствующих на устах был один и тот же вопрос Неужели это правда?

13. В голове у меня промелькнула мысль Лучше мне уехать отсюда.

14. Идем холодно сказал Макаров и угрюмо спросил Что молчишь?

15. Здравствуйте капитан (Сс)казал пришедший обратясь ко мне.

16. Вы любите читать книги? (Сс)просила она когда они сели.

17. Разрешите мне сказать несколько слов (Пп)опросила девушка.

18. Мне нужно с вами поговорить (Чч)уть слышно сказал он.

19. Вперед! (Кк)рикнул проводник.

20. Может быть мы никогда больше не увидимся (Сс)казал он мне. Перед разлукой я хотел с вами объясниться.

21. Скажите спросила его Елена между вашими товарищами были замечательные люди?

22. Теперь не пропаду подумала я тропинка куда-нибудь приведет.

23. Плохо сказал я ветер начинает дуть с юга.

24. Да разве мы будем просто так жить? (Сс) блестящими глазами говорил Володя Мы будем бороться правда Толя?

25. Ну раз явился сказал Максим так посиди с нами пять минут.

26. Из всех моих сражений говорил позже Наполеон самое ужасное то которое я дал под Москвой.

27. Славный малый! (Дд)умал про Мересьева Гвоздев. Упорный, упорный. Экая силища воли у человека.

Сложные предложения с различными видами связи
Упражнение 19

Расставьте нужные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделите грамматические основы, составьте схемы всех предложений.

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.

4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.

5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.

6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.

7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.

8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.

9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.

10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

11. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.

12. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.

13. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.

14. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.

15. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.

16. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.

17. Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.

18. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.

19. Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.

20. Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.

21. Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.

22. Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

23. И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.

24. Самолеты гудели уже где-то над самой головой и хотя их не было видно точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.

25. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта все прощено и степь легко вздыхает широкою грудью.

26. Был уже весенний месяц но по ночам деревья трещали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его начинало сильно щипать.

27. Волчиха была слабого здоровья мнительная она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том как бы дома без нее кто не обидел волчат.

28. Ей казалось будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

29. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному одни считают поступок храбрым другие находят что человек не сделал ничего особенного.

30. Однообразная трескотня убаюкивает как колыбельная песня едешь и чувствуешь что засыпаешь но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы.

Контрольные тесты по пунктуации
Тест № 1

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой.

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4) Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.

2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

3) Читать лежа вредно.

4) Его байки слушали развесив уши.

5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев.

3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

2) Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3) В итоге наши футболисты заняли второе место.

4) Таким образом задача имеет единственное решение.

5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство.

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость.

3) Стали его искать, а он как в воду канул.

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф.

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила.

8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _1 называвшейся Татаркою _2 впадающей в Днепр _3 кинулись в воду с конями своими _4 и долго плыли по ней _5 чтобы скрыть след свой.

12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _1 и ему захотелось _2 как можно скорее _3 добраться до Волги _4 и _5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

Тест № 2

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1. 1) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

2) К нему юнцу придет со временем уважение к морщинам и сединам.

3) Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять.

4) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.

2. 1) Листва берез висит не шелохнувшись.

2) С берега долетал то затихая, то усиливаясь шелест подсыхающей травы.

3) Одеваясь он мысленно распределил свой день.

4) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

5) Приходилось сидеть сложа руки и ждать.

3. 1) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.

2) Внимание привлекли повешенные на видных местах плакаты.

3) По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.

4) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.

5) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и заснул.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

2) В итоге наши футболисты заняли второе место.

3) Счастье казалось таким огромным.

4) Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

5. 1) Как любящая мать она старалась оградить сына от всяких житейских невзгод.

2) Мир оплывает как свеча, и пламя пальцы обжигает.

3) Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед.

4) Он не мог без смущения видеть как она краснела при встрече с ним.

5) Больная оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

6. 1) Вода была холодная_ и с меня сразу согнало усталость.

2) На мостике появился капитан_ и по его лицу было видно, что он недоволен.

3) Я вынул из кармана написанные несколько дней назад стихи_ и по просьбе товарища прочел их.

4) Отец уже спал, в кабинете было давно тихо_ и все в усадьбе тоже спало.

5) Охотник от холода переминается с ноги на ногу_ и, чтобы согреться, хлопает себя руками по бокам.

7. 1) А вокруг были дым_ и бой, и смерть.

2) Отца вы найдете_ если не в кабинете, то в саду.

3) Темные_ неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно.

4) Лаевский то садился у стола_ то опять отходил к окну.

5) Большая_ хрустальная люстра украшала зал.

8. 1) Не знаю_ что с ним случилось.

2) Лишь_ когда она запела, я узнал ее прежний голос.

3) Не помню_ бывал ли я здесь раньше.

4) После некоторого молчанья я ему сказал, что_ если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

5) Здесь, на луговине, гулял ветерок, и_ пока мы отдыхали, ни один комар не пропищал над ухом.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

9. 1) Он хотел сойти с места, бежать_ ноги не повиновались ему.

2) Тут его осенила мысль_ партизаны должны быть где-то поблизости.

3) Она как собака на сене_ сама не ест и другим не дает.

4) Ни жизнь, ни власть_ ничто меня не веселит.

5) В этой комнате всегда есть солнце_ и утром, и во второй половине дня.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

10. 1) Чувствовать себя нужным_ самая большая радость в жизни.

2) Постигать характеры и улавливать настроение_ великая мудрость.

3) Материя_ есть объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания людей.

4) Самое интересное в рассказах Паустовского_ это люди.

5) И сама она_ словно распустившийся цветок.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Морозы упали_1 и ветер казался теплым_2 весенним_3 хотя на дворе был еще только февраль_4 не обещающий тепла_5 и весны.

12. Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором_1 так что обратил на себя внимание старой_2 дворовой собаки_3 которая_4 однако_5 не стала на меня лаять.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

13. 1) Здесь видно, раньше была кладовая.

2) Он не мог без умиления смотреть в ее черные, как мокрая смородина глаза.

3) На противоположном берегу реки в воду врезались уступы издали похожие на огромных животных, приникших к воде.

4) Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь сжимал его голову.

5) В пальтишке с бархатным воротником он гулял по вечерам по бульвару, не привлекая к себе внимания.

Контрольные задания на повторение всех правил орфографии и пунктуации
Текст № 1

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

(Не)долго думая я высмотр. л место в тени пр. тащил туда новую ц. новку вид которой кажет. ся подал мне первую мысль спать здесь и с гр. мадным уд. вольстви. м ра. тянулся на ней. Закрыть глаза утомлё. ные солнечным светом было очень пр. ятно. Пришлось однако (полу)открыть их что(бы) рас. тегнуть шт. блеты ра. пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид. л что туземцы стали (полу)кругом в некотором отд. лении от меня в. роятно уд. в-ляясь и делая пр. дпол. жения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид. л перед тем как снова закрыл глаза ок. залась тем самым туземц. м который чуть не ранил меня. Он стоял (не)далеко и ра. глядывал мои башмаки.

Я пр. помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло (бы) кончи. ся очень с. рьёзно у меня пром. лькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чу. ствуя себя очень осв. жённым. Судя по пол. жению со. нца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид. л несколько туземц. в с. дящих вокруг ц. новки шагах в двух от меня они разг. варивали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

Текст № 2

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

I. Чичиков в д. вольн. м ра. пол. жении с. дел в своей бричк… к. тившейся давно по ст. лбовой дорог… Из пред. дущей главы видно в чём состоял главный пр. дмет его вкуса и склон. остей потому (н..)диво что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Пр. дпол. жения сметы и сообр. жения блуждавшие по лицу его видно были очень пр. ятны ибо ежеминутно ост…вляли после себя следы д. вольной усмешки. Занятый ими он (н..)обращал (н..)какого вн. мания на то, как его кучер д. вольный приёмом дворовых людей Манилова делал весьма дельные зам. чания чубарому прист. жному коню запр. жён. ому с правой ст. роны.

II. Так р. суждая Селифан забрался (на)конец в самые отд. лен. ые отвлечен. ости. Если(бы) Чичиков пр. слушался то узнал(бы) много п. дробностей отн. сившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим пр. дметом что один только сильный удар грома заставил его очнут. ся и посмотреть (во) круг себя всё небо было соверше. но обложено тучами и пыльная п. чтовая дорога опрыск. лась каплями дождя. Громовой удар ра. дался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал… принявши косое напр. вление хл. стал он в одну сторону кузова кибитки (по)том в другую (по)том изм. нивши образ нап. дения и сделавшись соверше. но прямым барабанил прямо (в) верх кузова.

(Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»)

Текст № 3

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

I. Море см. ялось. Под лёгк. м дун. вением знойного ветра оно вздрагивало и покрываясь мелкой рябью осл. пительно ярко отр. жавшей со. нце улыбалось голубому небу тысячами серебря. ых улыбок. В глубок. м пр. странстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взб. гавших одна за другою на пологий берег песч. ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч. кратно отр. жё… – ого рябью моря г. рмонично сл. вались в непр. рывное дв. жение полное живой радости. Со. нце было счас. ливо тем что св. тило море тем что отр. жало его л. кующий свет.

II. В песок косы усея. ой рыб. й чешуёй были в. ткнуты дерев. ные копья на них в. сели невода бросая от себя п. утину теней. (Не)сколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке волны взб. гая на берег точно м. нили их к себе. Б. гры вёсла к. рзины и бочки бе. порядочно в. лялись на косе среди них возвышался шалаш собр. ный из прутьев ивы лубков и рогож… Перед входом в него на суковатой палк… т. рчали подошвами в небо сапоги. И над всем этим хаосом возвышался дли. ный шест с красной тряпкой на конце тр. петавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев к. раульщик на косе.

(М. Горький. «Мальва»)

Текст № 4

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В п. лате было уже темно. Доктор п. днялся и стоя начал рас. каз. вать что пишут (за)границей и в Росси… и какое зам. чается теперь напр. вление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван… Дмитриче а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера позн. комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой в. зможност… Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхв. тив голову руками и поджав ноги. Лица его (не)было видно.

Здра. ствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы (не)спите (Во)первых я вам (не)друг прог. ворил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопоч. те вы (не)добьётесь от меня (н..)одного слова.

Странно проб. рмотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед. вали так мирно но вдруг вы почему(то) обид. лись… В. роятно я выр. зился как(н. будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль нес. гласную с вашими уб. ждениями…

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр. подн. маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили.

(По А. П. Чехову «Палата № 6»)

iknigi.net

Репетитор по русскому языку. Тула.. Вариант 5

Во всех заданиях возможно несколько вариантов правильных ответов

Отметьте номера слов, где пишется буква

1. Е 1) размеж_ваться2) новш_ство3) нарпасл_на4) баш_нка5) затейл_вый

2. Ь1) бубен_чик2) в овеч_ей шкуре3) и снит_ся чудный сон Татьяне…4) надо попытат_ся спасти его5) остав_те свой адрес!

3. Ь1) реванш_2) увелич_те3) в плеч_ долой4) лиш_

4. Ъ1) оп_яняющая атмосфера2) товар и из_яном3) с_экономленные деньги

5. Ы1) ц_нга2) ц_плёнок3) лыж_

6. О1) провозгл_шение2) осн_щение3) пл_вец4) укр_титель5) разр_стись

7. Е1) оч_ртания2) бл_стеть3) землетр_сение4) отч_таться5) выб_рут депутата

8. Ё1) грош_вые украшения2) опустош_нный человек3) боч_нок4) крыж_вник

Отметьте номера слов, где пишется

9. НН1) стеклян_ый2) недюжин_ый ум3) песчан_ый

Отметьте номера слов, где написание

10. дефисное1) энерго_ресурсы2) научно_популярный3) вице_президент

11. дефисное1) пол_Ташкента2) пол_двенадцатого3) пол_дороги4) пол_области5) пол_ложки

Отметьте номера слов, где пишутся

12. звонкие согласные1) водо_бор2) во_дать по заслугам3) бе_плодный4) тер_кий вкус5) э_калипт

13. непроизносимые согласные1) декаден_ские стихи2) хлес_нуть лошадей3) че_ствовать юбиляра

14. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ.

Обалдуй н(1) умел н(2) плясать, н(3) петь, отроду н(4) сказал н(5) только умного, даже нужного слова.

15. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.

1) Сад небольшой, за_то тенистый.2) Что_бы нам ещё заказать?3) Что скрывается за_тем поворотом?4) То_же самое говорят и его друзья.5) В эту команду включили так_же и моего друга.

Отметьте номера слов, где пишется буква

16. О1) в_кантный2) п_ролон3) ад_птировать

17. Е1) ижд_венец2) эл_гантный3) пол_гон4) интелл_гентный5) реп_тиция

18. Е1) пр_амбула договора2) пр_прятать3) пр_ёмный сын4) пр_дел возможностей5) пр_скверный случай

19. Е1) мы накол_м дров2) прибой рокоч_т3) вы ненавид_те его

20. Я (А – после шипящих)1) пушки грохоч_т2) они пил_т доски3) ла_щий пёс

Отметьте номера слов, где написание

21. слитное1) не_доглядел опечатку2) не_оспаривая первенства3) не_усвоил урок

22. слитное1) не_переводимое выражение2) далеко не_лёгкое дело3) не_заселённые дома4) не_готов к ответу5) не_вступивший в силу закон

23. дефисное1) честь_честью2) как_бы3) пельмени по_сибирски4) черным_черно5) по_прежнему закону

24. слитное1) в_переди отряда2) за_счёт государства3) положить на_счёт в банк4) надеяться в_тайне5) на_радостях

Отметьте номера слов, где пишется

25. удвоенная согласная1) проблем_ный материал2) а_систент3) ко_ледж4) во_звание

26. НН1) неждан_ый2) стены исписан_ы3) крашен_ые к Пасхе яйца4) ткан_ая скатерть5) осознан_ый поступок

Отметьте номера предложений, где выделенные слова выделяются запятыми.

27. 1) ЧЕЛОВЕК СТОЙКИЙ И ВЕРНЫЙ она хотела, чтобы и все вокруг были такими.2) Печальный демон ДУХ ИЗГНАНЬЯ летал над грешною землей.3) Ему ВНУКУ ПРОСЛАВЛЕННОГО ПОЛЯРНИКА было особенно дорого имя деда.4) ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ МАТЕМАТИК П. Л. Чебышев пробовал применять математические методы в моделировании одежды.

28.1) Она вошла в комнату НЕ ПОСТУЧАВШИСЬ.2) Все вышли на мороз и ПЕРЕГОВАРИВАЯСЬ расселись в сани.3) РАЗДВИГАЯ РУКАМИ КУСТЫ ЧЕРЕМУХИ Тутаев вышел к самому берегу.4) Гости шепотом толковали об этом неожиданном посещении и ОПАСАЯСЬ БЫТЬ НЕСКРОМНЫМИ вскоре разъехались один за другим.5) Его байки слушали РАЗВЕСИВ УШИ.

29. 1) ДУЮЩИЙ С ВОСТОКА ветер несёт сухость и зной.2) Под ногами похрустывает ПАХНУЩИЙ ВЛАЖНОЙ СВЕЖЕСТЬЮ мартовский снег.3) Невиданной силы снегопад НАЧАВШИЙСЯ ЕЩЕ ДНЕМ усилился.4) Весенний дух ВЕСЕЛЫЙ И БЕСПУТНЫЙ витал повсюду.5) ЧЕЛОВЕК КРАЙНЕ СДЕРЖАННЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ он не принимал участия в наших развлечениях.

30.1) В журнале помещен В ЧАСТНОСТИ очерк о жизни и творчестве писателя.2) Мы не виделись ПОЧТИ десять лет.3) Скворцы КАК ПРАВИЛО легко переносят неволю.4) Слово становится мудрым, когда оно КСТАТИ сказано.

31.1) Я хочу понять КАК СОСТАВЛЯЮТСЯ ЭТИ ПРОГРАММЫ.2) В этих краях прошло её детство, и она знала лес КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.3) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса КАК ДВА РУЧЬЯ.4) На временное исчезновение его она смотрела КАК НА НЕПРИЯТНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.5) КАК ВСЯКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ НОВАТОР Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

32. 1) Экзамены кончались, весна томила _ и сердце жаждало новой любви.2) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.3) Погода была тихая _ и пруд словно заснул.4) Он долго не обращал на меня никакого внимания _ и это причиняло мне боль.5) Алексей каждый праздник выходил на бой _ и каждый раз возвращался домой злым и битым.

33.1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину _ и ночь, и звёзды, и луну.2) Вечерами он _ или рассказывал нам сказки, или играл с нами.3) Большая _ хрустальная люстра украшала зал.4) У Сибири есть много особенностей _ как в природе, так и в людских нравах.5) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

34. 1) Мне казалось, что _ если я буду идти всё прямо, то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновской шляху.2) Анна так любила его, что _ когда он уходил, не могла произнести ни слова.3) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.4) Я еще не знаю _ чем это дело кончится.5) Не знаю _ пела ли она раньше так же просто и задушевно.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится двоеточие.

35.1) Мне кажется _ идёт она между каштанов и черешен.2) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.3) Поставь на место вазу, разобьется _ будешь отвечать.4) Наконец всё было готово _ альбомы, картины, диаграммы и графики.5) Она не походила на обыкновенных русских барышень _ на ней лежал какой-то особый отпечаток.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

36. 1) Истинная дружба _ талантлива и благородна.2) Чтение _ вот лучшее учение.3) Человек без воли _ что каша без соли.4) Налево шумела забытая ель, направо _ плакучие ивы.5) Понимать жизнь и разбираться в людях _ это не одно и то же.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

37.   Батарея Тушина продолжала стрелять (1) и не был взята французами (2) только (3) потому (4) что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх (5) никем не защищенных пушек.

38.  Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но (1) напротив, ей (2) как будто (3) совестно было за свою несомненную и (4) слишком сильно и победительно действующую (5) красоту.

Отметьте номера предложений, где пропущены запятая.

39.1) Мы идём с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.2) Тётя Граня никогда не имевшая своих детей, обладал способностями детского воспитателя.3) Однако, к удивлению моему майор ничем никого не донимал.4) В холодную ночь в низенькой избушке рыбака я нашёл себе приют.5) Прошлой зимой ему попалась книга, прочитав которую он надолго увлёкся античной литературой.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

40.1) хо-зя-е-ва2) у-кра-и-нец3) по-ло-жил4) на-ме-ре-ни-е

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

41.1) Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности Древней Руси.2) Не было дня, чтобы Наташе не спросила Пьера, что любит ли он ее.3) Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.4) Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

42. 1) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.2) Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.3) Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом.4) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

43. 1) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.2) Чацкий полон высокими думами.3) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.4) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

44. 1) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.2) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.3) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.4) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

45. 1) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.2) Поэзия была для него книгой за семью печатями.3) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.4) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу.

Источник: Ликбез. Русский язык

Ответы

tularepetitor.ru

Репетитор по русскому языку. Тула.. Вариант 6

Во всех заданиях возможно несколько правильных ответов

Отметьте номера слов, где пишется буква

1. Е1) размеж_ваться2) новш_ство3) нарпасл_на4) баш_нка5) затейл_вый

2. Ь1) бубен_чик2) в овеч_ей шкуре3) и снит_ся чудный сон Татьяне…4) надо попытат_ся спасти его5) остав_те свой адрес!

3. Ь1) реванш_2) увелич_те3) в плеч_ долой4) лиш_

4. Ъ1) оп_яняющая атмосфера2) товар и из_яном3) с_экономленные деньги

5. Ы1) ц_нга2) ц_плёнок3) лыж_

6. О1) провозгл_шение2) осн_щение3) пл_вец4) укр_титель5) разр_стись

7. Е1) оч_ртания2) бл_стеть3) землетр_сение4) отч_таться5) выб_рут депутата

8. Ё1) грош_вые украшения2) опустош_нный человек3) боч_нок4) крыж_вник

Отметьте номера слов, где пишется

9. НН1) стеклян_ый2) недюжин_ый ум3) песчан_ый

Отметьте номера слов, где написание

10. дефисное1) энерго_ресурсы2) научно_популярный3) вице_президент

11. дефисное1) пол_Ташкента2) пол_двенадцатого3) пол_дороги4) пол_области5) пол_ложки

Отметьте номера слов, где пишутся

12. звонкие согласные1) водо_бор2) во_дать по заслугам3) бе_плодный4) тер_кий вкус5) э_калипт

13. непроизносимые согласные1) декаден_ские стихи2) хлес_нуть лошадей3) че_ствовать юбиляра

14. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ.

Обалдуй н(1) умел н(2) плясать, н(3) петь, отроду н(4) сказал н(5) только умного, даже нужного слова.

15. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.

1) Сад небольшой, за_то тенистый.2) Что_бы нам ещё заказать?3) Что скрывается за_тем поворотом?4) То_же самое говорят и его друзья.5) В эту команду включили так_же и моего друга.

Отметьте номера слов, где пишется буква

16. О1) в_кантный2) п_ролон3) ад_птировать

17. Е1) ижд_венец2) эл_гантный3) пол_гон4) интелл_гентный5) реп_тиция

18. Е1) пр_амбула договора2) пр_прятать3) пр_ёмный сын4) пр_дел возможностей5) пр_скверный случай

19. Е1) мы накол_м дров2) прибой рокоч_т3) вы ненавид_те его

20. Я (А – после шипящих)1) пушки грохоч_т2) они пил_т доски3) ла_щий пёс

Отметьте номера слов, где написание

21. слитное1) не_доглядел опечатку2) не_оспаривая первенства3) не_усвоил урок

22. слитное1) не_переводимое выражение2) далеко не_лёгкое дело3) не_заселённые дома4) не_готов к ответу5) не_вступивший в силу закон

23. дефисное1) честь_честью2) как_бы3) пельмени по_сибирски4) черным_черно5) по_прежнему закону

24. слитное1) в_переди отряда2) за_счёт государства3) положить на_счёт в банк4) надеяться в_тайне5) на_радостях

Отметьте номера слов, где пишется

25. удвоенная согласная1) проблем_ный материал2) а_систент3) ко_ледж4) во_звание

26. НН1) неждан_ый2) стены исписан_ы3) крашен_ые к Пасхе яйца4) ткан_ая скатерть5) осознан_ый поступок

Отметьте номера предложений, где выделенные слова выделяются запятыми.

27. 1) ЧЕЛОВЕК СТОЙКИЙ И ВЕРНЫЙ она хотела, чтобы и все вокруг были такими.2) Печальный демон ДУХ ИЗГНАНЬЯ летал над грешною землей.3) Ему ВНУКУ ПРОСЛАВЛЕННОГО ПОЛЯРНИКА было особенно дорого имя деда.4) ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ МАТЕМАТИК П. Л. Чебышев пробовал применять математические методы в моделировании одежды.

28.1) Она вошла в комнату НЕ ПОСТУЧАВШИСЬ.2) Все вышли на мороз и ПЕРЕГОВАРИВАЯСЬ расселись в сани.3) РАЗДВИГАЯ РУКАМИ КУСТЫ ЧЕРЕМУХИ Тутаев вышел к самому берегу.4) Гости шепотом толковали об этом неожиданном посещении и ОПАСАЯСЬ БЫТЬ НЕСКРОМНЫМИ вскоре разъехались один за другим.5) Его байки слушали РАЗВЕСИВ УШИ.

29. 1) ДУЮЩИЙ С ВОСТОКА ветер несёт сухость и зной.2) Под ногами похрустывает ПАХНУЩИЙ ВЛАЖНОЙ СВЕЖЕСТЬЮ мартовский снег.3) Невиданной силы снегопад НАЧАВШИЙСЯ ЕЩЕ ДНЕМ усилился.4) Весенний дух ВЕСЕЛЫЙ И БЕСПУТНЫЙ витал повсюду.5) ЧЕЛОВЕК КРАЙНЕ СДЕРЖАННЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ он не принимал участия в наших развлечениях.

30. 1) В журнале помещен В ЧАСТНОСТИ очерк о жизни и творчестве писателя.2) Мы не виделись ПОЧТИ десять лет.3) Скворцы КАК ПРАВИЛО легко переносят неволю.4) Слово становится мудрым, когда оно КСТАТИ сказано.

31. 1) Я хочу понять КАК СОСТАВЛЯЮТСЯ ЭТИ ПРОГРАММЫ.2) В этих краях прошло её детство, и она знала лес КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.3) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса КАК ДВА РУЧЬЯ.4) На временное исчезновение его она смотрела КАК НА НЕПРИЯТНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.5) КАК ВСЯКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ НОВАТОР Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

32.1) Экзамены кончались, весна томила _ и сердце жаждало новой любви.2) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.3) Погода была тихая _ и пруд словно заснул.4) Он долго не обращал на меня никакого внимания _ и это причиняло мне боль.5) Алексей каждый праздник выходил на бой _ и каждый раз возвращался домой злым и битым.

33.1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину _ и ночь, и звёзды, и луну.2) Вечерами он _ или рассказывал нам сказки, или играл с нами.3) Большая _ хрустальная люстра украшала зал.4) У Сибири есть много особенностей _ как в природе, так и в людских нравах.5) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

34. 1) Мне казалось, что _ если я буду идти всё прямо, то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновской шляху.2) Анна так любила его, что _ когда он уходил, не могла произнести ни слова.3) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.4) Я еще не знаю _ чем это дело кончится.5) Не знаю _ пела ли она раньше так же просто и задушевно.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится двоеточие.

35.1) Мне кажется _ идёт она между каштанов и черешен.2) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.3) Поставь на место вазу, разобьется _ будешь отвечать.4) Наконец всё было готово _ альбомы, картины, диаграммы и графики.5) Она не походила на обыкновенных русских барышень _ на ней лежал какой-то особый отпечаток.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

36. 1) Истинная дружба _ талантлива и благородна.2) Чтение _ вот лучшее учение.3) Человек без воли _ что каша без соли.4) Налево шумела забытая ель, направо _ плакучие ивы.5) Понимать жизнь и разбираться в людях _ это не одно и то же.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

37. Батарея Тушина продолжала стрелять (1) и не был взята французами (2) только (3) потому (4) что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх (5) никем не защищенных пушек.

38. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но (1) напротив, ей (2) как будто (3) совестно было за свою несомненную и (4) слишком сильно и победительно действующую (5) красоту.

Отметьте номера предложений, где пропущены запятая.

39.1) Мы идём с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.2) Тётя Граня никогда не имевшая своих детей, обладал способностями детского воспитателя.3) Однако, к удивлению моему майор ничем никого не донимал.4) В холодную ночь в низенькой избушке рыбака я нашёл себе приют.5) Прошлой зимой ему попалась книга, прочитав которую он надолго увлёкся античной литературой.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

40.1) хо-зя-е-ва2) у-кра-и-нец3) по-ло-жил4) на-ме-ре-ни-е

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

41.1) Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности Древней Руси.2) Не было дня, чтобы Наташе не спросила Пьера, что любит ли он ее.3) Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.4) Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

42. 1) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.2) Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.3) Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом.4) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

43. 1) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.2) Чацкий полон высокими думами.3) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.4) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

44. 1) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.2) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.3) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.4) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

45. 1) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.2) Поэзия была для него книгой за семью печатями.3) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.4) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу.

Источник: Ликбез. Русский язык

Ответы

tularepetitor.ru

Тест № 1. «Пунктуация» | Усачева М. П. | Милюк А.

 

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми .

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой .

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4)  Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.

2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег. 5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

3) Читать лежа вредно.

4) Его байки слушали развесив уши .

3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. 5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4)  Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега. 4)  Таким образом задача имеет единственное решение.

2)  Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3)  В итоге наши футболисты заняли второе место.

5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство . 5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына .

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость .

3) Стали его искать, а он как в воду канул .

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая . 5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф. 5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила.

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье. 5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире. 12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _1 и ему захотелось _2 как можно скорее _3 добраться до Волги _4 и _5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.

10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _1 называвшейся Татаркою _2 впадающей в Днепр _3 кинулись в воду с конями своими _4 и долго плыли по ней _5 чтобы скрыть след свой.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая. 5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

litresp.ru

ЗОЖ без силы воли и без хлеба

Какие бы упражнения мы ни делали, но если мы будем неправильно питаться, упражнения будут не очень эффективны. Рискну предложить нашей аудитории поработать над своими вкусовыми привычками. Придется на пару дней включить силу воли. Первые два дня будут самыми трудными.

Я люблю хлеб не меньше вашего, а скорее всего больше. Вернее, любил. Все мы выросли с хлебом, эта привычка у нас в крови. Не говоря уже про макароны, вермишель и рожки. Я обожал их есть с болгарским лечо. До 40 лет я вообще не понимал, как можно болеть, и мне казалось, что до смерти проживу без болезней.

«Пока молод, легко переживаешь стрессы и не чувствуешь себя вялым. Но когда ты становишься старше, а образ жизни не меняется, проблемы дают о себе знать. Необходимо менять рацион. Изменения не столь уж трудны, а плюсы от этого просто потрясающе».

Это отрывок из книги известного теннисиста Новака Джоковича «Вкус победы». Абсолютно тоже самое могу сказать и про себя. Я читал его книгу, когда уже существенно поменял свой рацион. Читал и видел, что Новак пережил, то же что и я. И тем интересней было читать о реальном опыте человека из мира большого спорта.

Спортивная карьера Новака катилась в пропасть, а сам он страдал от проблем со здоровьем. За год он сумел восстановить свою форму, стал «первой ракеткой» мира и полностью отказался от некоторых блюд. Об этом Джокович написал книгу и это не советы очередного пузатого диетолога. Автор пишет о том, что помогло ему самому.

У Новака были проблемы. Он очень много и разнообразно тренировался и все равно оставался медлительным, быстро уставал и никак не мог сбросить несколько килограммов. Он думал, что сможет избавиться от проблем с помощью физических нагрузок.

Но при этом он питался как все сербы — сплошная пицца, паста и особенно хлеб, плюс минимум два раза в день плотные мясные блюда. Вместе с врачом они провели анализ крови и он показал у него сильнейшую непереносимость пшеницы и молочных продуктов. Далее большая цитата из книги:

— Если хочешь, чтобы организм реагировал так, чтобы тебе нравилось, перестань есть хлеб, — сказал Четоевич (его доктор). Отказаться от хлеба, Новаку было страшно. Тогда Четоевич, объяснил, что не нужно связывать себя обещанием навсегда отказаться от хлеба. Как говорит пословица, навсегда — это слишком долго.

— На две недели — сказал он. — Ты две недели не ешь ничего хлебного, а затем звонишь мне. Сперва мне пришлось трудно. Страшно хотелось мягкого, плотного и такого надежного хлеба. Я скучал по хрустящей корочке пиццы, по сладким булочками всему, что, как выяснилось к моему изумлению, содержит пшеницу. В первую неделю я просто пропадал без всего этого, но заставлял себя соблюдать дисциплину.

К счастью, друзья и родные хотя и сочли, что я рехнулся, но поддержали меня. Шли дни, и я начал чувствовать себя иначе. Я стал легче, энергичнее. У меня прибавилось сил. В течение пятнадцати лет к утру у меня затекало тело, и вдруг это прошло. К концу первой недели я уже не хотел булочек, хлеба и печенья: словно по волшебству, привычка всей жизни вдруг оставила меня.

Всю вторую неделю я просыпался отоспавшимся и свежим. Понемногу я начинал верить Четoевичу. И тогда он предложил мне съесть бублик.

— Это настоящая проверка объяснил он, на две недели убрать из рациона какой-то продукт, затем съесть его и посмотреть, чем дело закончится.

На следующий день как я снова ввел глютен в свой организм, я проснулся как с сильнейшего похмелья. Я еле встал с кровати, совсем как раньше. Тело снова затекло, голова кружилась, будто я всю ночь пил виски.

— Вот и доказательство, — постановил Четoевич.

Организм дает понять, что он этот продукт не переносит, и я поклялся, что впредь буду тщательно прислушиваться к своему организму...

Я думаю, вам все понятно. А слабо полностью отказаться от мучных продуктов?

Хлеб белый, черный, макаронные изделия, печенья и пряники. Все, где есть мука.

Пишу и сам думаю, а послушают ли меня? Ведь это так трудно — остаться без привычного мучного.

Но, это же не навсегда. Первое время придется потерпеть, а потом сами решите.

А чего я так переживаю. Сам ведь уже давно не ем мучного и отлично себя чувствую.

Сначала будет трудно. Возможны срывы. Не надо себя за это корить. Просто попробуйте выдержать несколько дней и почувствовать разницу.

Я уверен, что есть читатели, которые так же, как и я, живут без мучного. Расскажите о своих впечатлениях.

P. S. Рекомендую прочитать книгу Новака, чтобы действовать более осознанно: Вкус победы. 14 дней без глютена для совершенства духа и тела

Все задания челленджа можно прочитать тут: http://interesno.co/projects/8708f0cfb406

Здоровый образ жизни 

interesno.co