Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка "Каша из топора" во 2 классе УМК «Школа России». Каша из топора 2 класс школа россии


Литературное чтение 2 класс Тема урока:"Каша из топора" "Школа России

русская народная сказка «каша из топора»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст

Тип урока

Решение частных задач (урок-диалог)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-literaturnogo-cht

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; опорная схема «Жанры произведений», карточки с вопросами «Как? Что? Где?»; шифрограмма «Смёткадорожебогатства», рисунки (избушка, теремок, дворец) для определения жанра произведения

организационная структура (сценарий) урока

I. Организация начала урока.

– Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? («Устное народное творчество».)

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

III. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это…

Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)

Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение.

– Что удивило вас в названии сказки?

– В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)

– Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

IV. Первичное восприятие произведения.

Сказку читает ученик.

Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?

Учащиеся читают сказку про себя.

Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении.

Словарная работа.

– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

V. Проблемный анализ произведения.

– Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?

– Солдат положительный или отрицательный герой?

– Правильно ли он поступил, обманув старуху?

VI. Анализ художественных образов.

1. Работа по вариантам.

– Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:

I вариант: старуху (сирота, хозяйка).

II вариант: солдата (дорожный, служивый, добрый человек).

– Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?

2. Характеристика главных героев.

– Дайте характеристику главным героям:

девочки – солдату;

мальчики – старухе.

– Используйте задание на с. 47 учебника.

VII. Стилистический анализ сказки.

– Как народ относится к своим героям?

– Какими словами он их описывает?

– Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?

VIII. Творческие задания.

– Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.

1-й ряд: С вопросом КАК?

– Как солдат начал варить кашу?

– Как солдату удалось выпросить соль?

– Как старуха следила за солдатом?

2-й ряд: С вопросом ЧТО?

– Что приметил солдат под лавкой?

– Что говорила старуха, когда ела кашу?

3-й ряд: С вопросом ГДЕ?

– Где остановился солдат?

– Где хранила старуха крупу?

– Чему учит эта сказка?

– Какова ее идея?

IX. Итоговый анализ урока. Рефлексия учебной деятельности.

– Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Объясните смысл этой пословицы.

– Можно ли солдата назвать обманщиком?

– Ответьте на задание, которое вы получили в начале урока. Что такое обман?

Варианты ответов:

1. Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4. Обман – это смекалка, фантазия.

– Найдите значение этого слова в словаре.

ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО, НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.

– Это положительная черта характера или отрицательная?

– Какое задание понравилось на уроке?

– Что показалось сложным?

– Оцените свою деятельность.

Домашнее задание.

Чтение сказки по ролям.

multiurok.ru

План-конспект по литературному чтению на тему Русская народная сказка. Каша из топора (2 класс, Школа России)

Тема СКАЗКИ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . «Каша из топора» Дата 29.09.16 г. День недели: четверг Цели Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст Страницы: Учебник с.44-47 Наглядность Признаки сказки о животных 29 сентября. Классная работа. Служивый Побывка Изба Вдоволь Варево Чулан Сдобрить Котёл Коли Этакую Смётка Признаки бытовой сказки Оборудование Презентация аудиозапись таблица Х О Д У Р О К А этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Самоопределение (мотивация к учебной деятельности) 1.Проверка готовности к уроку. Проверьте наличие учебника, пенала, дневника, сигнальных карт на парте. 2. Психологический настрой. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. 3. Разминка. а) Работа над скороговоркой. - Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на СЛАЙДЕ: - Вспомним, как работаем со скороговоркой. - Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро. - Самое главное, правильно произносить все слова. - Потренируемся сначала хором, затем индивидуально. Проворонила ворона воронёнка. Б) Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

В) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения. летом одним и зимой цветом - Дети коллективно зачитывают слова. “Мы с вами прочитали предложение?” Восстановите предложение. Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”. регулятивные – принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения; Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Беседа по пройденной теме С каким произведением познакомились на прошлом уроке литературного чтения? Что нового узнали? (Мы узнали, какие признаки сказки о животных существуют). Достигли ли цели урока? Проверим ваши знания.

Учитель заполняет таблицу по ответам детей. Признаки сказки о животных Главные герои Литературный приём Построение сказки Побеждает В сказке о животных главные герои – это … Какими качествами наделены животные в сказке? (Человеческими, умеют говорить, мыслить, совершают поступки). Как называется литературный приём, при котором существа наделяются качествами человека? Перечислите части сказки. Что или кто побеждает в конце? (Умный и добрый над глупым и злым). Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью. а) Вот вздумала лиса… б) А лиса наварила… в) Журавль стук-стук… г) А лисица лижет… д) На другой день… е) И так зайдёт… ж) Думала, что наестся… Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась? Давайте придумаем, как помирить наших героев? Сказка «Лиса и журавль» Сказка о животных К устному народному творчеству Животные Олицетворение Зачин, действие, конец Дети зачитывают предложения полностью не умеют дружить, обидели друг друга извиниться и простить познавательные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета коммуникативные –адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач Постановка цели урока Подведение к

weburok.com

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сказка "Каша из топора" во 2 классе УМК «Школа России»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе УМК «Школа России»

Педагог: Мукашева Диана Аскаровна

Тема урока: «Каша из топора» (русская народная сказка)

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовойсказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на­выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.

Ход урока I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Около кола - колокола, И на колах - колокола.

III.Проверка домашнего задания

Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим ри­сункам.

IV.Постановкацели урока

Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?{Волшеб­ные, о животных, бытовые.)

О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действияпроисходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Открой­те учебники. Прочитайте название сказки.

Можно ли по названию сказки определить главных героев?

V.Изучение нового материала

1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словар­ная работа:

служивый- солдат, военнослужащий;

побывка- приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба- деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево- горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан- помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить- прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел- большой металлический сосуд для варки пищи;

коли- если бы;этакую - такую; сметка- смекалка.

2. Первичная проверка понимания:

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?

Зачем солдат постучал в избу?

Кто там жил?

Что попросил солдат у старухи?

Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

Что получилось у солдата сварить из топора?

Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?

Почему он так поступил?

VI.Физкультминутка

VII.Закрепление изученного материала

1.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

Догадка и смекалка не хуже разума.

Сметка дороже всего.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Повторное чтение.Читают дети по цепочке.

Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

www.prodlenka.org

Технологическая карта урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема. Сказка «Каша из топора» ( У.- с. 44 – 47)

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Каша из топора»; совершенствовать навыки чте­ния; развивать речь, внимание; учить находить главную мысль в произведении, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения; воспитывать стремление заботиться об окружающих.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Ход урока

Планируемый

результат

I. Организационный

момент

Цель – формировать у учащихся правильного отношения к учёбе.

- приветствие

- посадка

- проверка готовности к уроку игра «Молчанка»

-слушает;

-понимать на слух речь учителя;

- научатся организовывать рабочее место

II. Проверка домашнего задания

Цель – повторить основные вопросы из пройденного;

учить беглому выразительному чтению

1. Чтение сказки по ролям «Лиса и журавль»

2. Пересказ

- читают сказку, отвечают на вопросы задания учебника, пересказывают

- научатся беглому чтению, пересказывать

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Цель - учить учащихся определять тему и задачи урока

— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Удивило ли вас название?

— Будет ли она отличаться от сказок, прочитанных на преды­дущих уроках? Если да, то чем?

— Мы читали сказки о животных. Какие еще виды сказок вы знаете? {Волшебные и бытовые.)

Сегодня мы познакомимся с бытовой сказкой. А что это за сказки, мы с вами узнаем во время урока.

- читают, отвечают на вопросы, ставят учебные задачи

- научатся отвечать полными, грамотными ответами, ставить учебные задачи

IV. Работа по теме урока

Цель - познакомить учащихся с русской народной сказкой «Каша из топора»; совершенствовать навыки чте­ния;

1. Словарная работа

(На усмотрение учителя: перед чтением или во время чтения сказки.)

Служивый - солдат, военнослужащий.

Побывка — приезд к кому-нибудь на короткое время.

Вдоволь — достаточно.

Варево — горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан — помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котел — большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли — если бы.

Этакую — такую.

Сметка — смекалка.

2. Чтение сказки

(Сказку читают учитель и учащиеся.)

— Какие чувства вы испытывали во время чтения?

— Куда шел солдат?

— Почему он постучался именно в эту избу?

- Что он попросил у старухи?

— Как старуха откликнулась на просьбу солдата? Почему?

— Что придумал солдат?

— Как он это сделал?

- знакомятся со значением не понятных слов;

- слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем

- научатся слушать, отвечать на вопросы

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

Цель – учить беглому, чтению; учить находить главную мысль в произведении, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения;

1. Повторное чтение сказки

— Обратите внимание, как герои обращаются друг с другом. (Примерный ответ. Солдат приветливо, а старуха притвор­но ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям.)

2. Работа по вопросам учебника

— Откройте с. 47 учебника. Вопросы 2 и 3 помогут нам соста­вить характеристику героев.

— Как вы поняли смысл предложения «А солдат ест да по­смеивается»?

3. Работа с пословицами

— Расшифруйте пословицы. Для этого нужно прочитать толь­ко русские буквы.

— Какие из них можно отнести к содержанию сказки?

СМЕКАЛКА ДОРОЖЕ БОГАТСТВА.

ЕСЛИ СИЛА НЕ ВОЗЬМЕТ, СМЕКАЛКА ВЫРУЧИТ.

ГДЕ СМЕКНЕТ БОЕЦ, ТАМ ВРАГУ КОНЕЦ.

БЫЛ СМЕЛ, КОГДА КАШУ ЕЛ.

- повторно читают сказку, работают по содержанию сказки, выполняют задания, работают над пословицами

- научатся читать сказку, анализировать ее, объяснять смысл пословиц

VII. Рефлексия

Цель – выяснить в какой мере каждый ученик овладел теми УУД, которые формировались на уроке.

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

- оценивают границы своего познания

- научатся объективно оценивать себя

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Что вы узнали о бытовой сказке? (Примерный ответ. Глав­ные герои - люди, действия происходят в обычных домах, деревнях. В бытовых сказках высмеиваются жадность, ску­пость, глупость богатых людей, прославляются доброта, ум, смекалка бедных.)

Домашнее задание

Подготовиться к чтению сказки «Каша из топора» по ролям.

- научатся различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова

infourok.ru