Литературное чтение 2 класс Тема урока:"Каша из топора" "Школа России. Каша из топора литературное чтение 2 класс


Урок литературного чтения по теме "Каша из топора " (2 класс)

МКОУ СОШ №3

г.Михайловск

Урок

литературного чтения

во 2-м классе

По технологии развития «критического мышления»

2013 г.

Цели урока: - Ознакомить детей с новым видом сказки - бытовой сказкой;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

обогащать речь учащихся;

учить работать с текстом.

- Развивать мышление, память, внимание, словарный запас.

- Воспитывать интерес к чтению, чувство отзывчивости,

доброжелательность.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Использована технология развития «критического мышления»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1 этап урока – Вызов

(фронтальная работа)

Прием «Бортовой журнал»

  • Хотите узнать, как называются сказки, в которых высмеиваются плохие поступки человека?

  • Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой.

Прием «Прогнозирование»

  • Прочитайте название сказки.

  • Что вас удивило?

  • Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Прием «Верные и неверные утверждения»

  • Сказка называется «Каша из топора»

  • Получается, что можно сварить кашу из топора.

  • Или, все же, нельзя сварить кашу из топора.

Волшебные,

о животных

Надо познакомиться

с текстом

2 этап урока – Осмысление содержания

Прием «Чтение с остановками»

Прием «Тонких и толстых вопросов»

-Зачем солдат постучал в избу?

-Кто там жил?

-Что попросил солдат у старухи?

-Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Прием «Дерево предсказаний»

(работа в группах)

- Что придумал солдат?

-Как будут развиваться события дальше?

Прием «Кластер»

(работа в парах)

Читают текст

Отвечают на вопросы

Работают в группах

3

КАША

этап урока – Рефлексия

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Из чего сварил солдат кашу?

Прием «Синквейн» (по выбору учащихся со словами

солдат и старуха)

1.Солдат 1.Старуха

2.Голодный, 2.Хитрая, запасливая,

смекалистый, глупая.

добрый. 3.Поскупилась, прикинулась,

3.Схитрил, сварил, съел. утаила.

4.Солдат ест да посмеивается. 4.Дивится старуха.

5.Молодец! 5.Жадная.

(Возвратимся к «Бортовому журналу»)

-Что узнали нового?

Бытовые сказки высмеивают плохие поступки или отрицательные качества человека. Главные герои в бытовых сказках - люди.

Догадка и смекалка не хуже разума.

Домашнее задание – читать сказку по ролям.

Составляют

Синквейн

Бывают и бытовые сказки

Делают вывод.

infourok.ru

Материалы для урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора"

Тема: Русская народная сказка "Каша из топора"

Цель:

Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: : аудиозапись сказки;

выставка книг с русскими народными сказками;

рисунки и поделки на тему сказок;

учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

- А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

2. Сообщение темы.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем, куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказки гуляют по свету”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем, какая строчка в нем самая важная.

Читает ученик:

Если очень захотеть

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться!

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

-Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

- Вы любите сказки?

-А что такое сказка?

-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

- О чём рассказывают бытовые сказки? (в бытовых сказках говорится о бедных или богатых людях)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

-Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? ( Сказки интересные, они увлекают нас в волшебный мир)

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”

- Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

4. Сегодня мы познакомимся со сказкой “Каша из топора”.

-Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.

Слушание записи сказки

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?

- А кто автор этой сказки? (народ)

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

- Назовите героев сказки. (Солдат, старуха)

- Как солдат обратился к хозяйке? Каким голосом нужно читать эти слова?

- А дальше в сказке как называют старуху? Почему?

- Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?

- Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

Обратили ли вы внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат

и как лицемерно отвечает ему старуха?

5. Чтение по цепочке, по ходу чтения словарная работа

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

- Почему в сказке так много устаревших слов? ( Сказка живёт в народе много десятилетий)

- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На доске прикреплены слова, их надо сгруппировать) Солдат, старуха, умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий)

6. Работа у доски:

СОЛДАТ БАБА

находчивый хитрая

умный жадная

сообразительный скупая

жизнерадостный глупая

неунывающий

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Какая это сказка? (Бытовая)

- Что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.)

- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

Проверка

- По адресу ли приехали пословицы?

8. Итог урока.

-Что в сказке фантастического, а что действительно могло случиться?

-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

-Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

-Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается»

-Победило ли добро?

Домашнее чтение: проинсценировать сказку.

Каша из топора.

За столом сидят Старик, Старуха и Внучка. Они ужинают.

Старуха.

Ешьте, ешьте пироги,

Пироги из кураги,

Пейте молоко и чай…

Внучка. Мне конфетку к чаю дай!

Старуха.

Тише, Маша, не кричи,

Ешь-ка лучше калачи Звучит песня , поёт солдат

Раздаётся стук в дверь

Старик. Кто же к нам пришёл?

Старуха.

А у нас тут полный стол…

Этот поздний гость не зван,

Отнесу еду в чулан.

Старуха убирает еду со стола. Старик отворяет дверь. Входит Солдат.

Солдат. Вечер добрый добрым людям!

Старик. Проходи, вечерять будем.

Старуха. Вот, солдат, чайку попей…

Солдат.

Мне б сейчас горячих щей!

И краюшку хлеба с салом

Тоже бы не помешала.

Старуха.

И, служивый, где там сала,

Хлеба нынче не видала.

Старик. Бабка, ну а калачи?

Старуха. Что ты, старый? Уж молчи…

Внучка. Ну а может, пироги?

Старуха.

Шутишь, Машенька? Беги,

Принеси лучше водицы,

Чтоб служивому умыться.

Солдат.

Не печалься, я сейчас

Кашу наварю для вас.

Где тут мой стоит мешок?

Старуха. Что в мешке-то?

Солдат.

Котелок.

Печку, бабка, разжигай

Да чуток водицы дай.

Кашу сварим на ура!

Старуха. Из чего?

Солдат (посмеивается)

Из топора…

Уж топор-то есть у вас?

Старуха. Принесу его сейчас….

Приносит топор. Солдат кладёт топор в котелок.

Солдат (помешивает в котелке).

Пусть поварится немножко,

Я пока взгляну в окошко…

Ветер за окном шумит…

Бабка, каша уж кипит!

Ишь ты, как она бурлит,

Её б малость подсолить.

Старуха. На, служивый ложку соли.

Внучка. Доварили кашу, что ли?

Солдат.

Всё, уже почти готова…

Маслица б сюда какого.

Каша вышла бы на славу!

Старуха.

Ну, не знаю даже, право,

Сальца там кусочек был…

Солдат (помешивает в котелке).

Ах ты, чуть не позабыл!

Прихвати чуток пшена!

Ай да каша, ай чудна!

А теперь прошу всех сесть,

Сейчас будем кашу есть!

Старик (смеясь)

Ох, служивый и хитрец

Бабку обобрал вконец:

И крупу, и соль, и сало

Из чулана всё достала!

Внучка.

Ты, бабуля, не ворчи:

Всё, что есть на стол мечи:

Щи, сметану, хлеб и сало

Пироги и калачи…

Старуха.

Ну, служивый, ты и плут!

Так старушку обмануть!

Старик. Видно вышел тут прокол.

Старуха.

Что ж, солдат, садись за стол,

Угощайся, чем богаты,

Мы такому гостю рады!

Литература:

1.Учебник Родная речь 2 класс Москва «Просвещение» 2009 год

С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»

к учебнику Л.Ф.Климановой Москва «Вако» 2009 год

2.Материал инсценировки взят из журнала «Начальная школа» (дата выпуска и номер журнала не установлены)

multiurok.ru

Литературное чтение 2 класс Тема урока:"Каша из топора" "Школа России

русская народная сказка «каша из топора»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст

Тип урока

Решение частных задач (урок-диалог)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-literaturnogo-cht

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; опорная схема «Жанры произведений», карточки с вопросами «Как? Что? Где?»; шифрограмма «Смёткадорожебогатства», рисунки (избушка, теремок, дворец) для определения жанра произведения

организационная структура (сценарий) урока

I. Организация начала урока.

– Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? («Устное народное творчество».)

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

III. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это…

Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)

Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение.

– Что удивило вас в названии сказки?

– В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)

– Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

IV. Первичное восприятие произведения.

Сказку читает ученик.

Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?

Учащиеся читают сказку про себя.

Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении.

Словарная работа.

– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

V. Проблемный анализ произведения.

– Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?

– Солдат положительный или отрицательный герой?

– Правильно ли он поступил, обманув старуху?

VI. Анализ художественных образов.

1. Работа по вариантам.

– Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:

I вариант: старуху (сирота, хозяйка).

II вариант: солдата (дорожный, служивый, добрый человек).

– Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?

2. Характеристика главных героев.

– Дайте характеристику главным героям:

девочки – солдату;

мальчики – старухе.

– Используйте задание на с. 47 учебника.

VII. Стилистический анализ сказки.

– Как народ относится к своим героям?

– Какими словами он их описывает?

– Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?

VIII. Творческие задания.

– Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.

1-й ряд: С вопросом КАК?

– Как солдат начал варить кашу?

– Как солдату удалось выпросить соль?

– Как старуха следила за солдатом?

2-й ряд: С вопросом ЧТО?

– Что приметил солдат под лавкой?

– Что говорила старуха, когда ела кашу?

3-й ряд: С вопросом ГДЕ?

– Где остановился солдат?

– Где хранила старуха крупу?

– Чему учит эта сказка?

– Какова ее идея?

IX. Итоговый анализ урока. Рефлексия учебной деятельности.

– Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Объясните смысл этой пословицы.

– Можно ли солдата назвать обманщиком?

– Ответьте на задание, которое вы получили в начале урока. Что такое обман?

Варианты ответов:

1. Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4. Обман – это смекалка, фантазия.

– Найдите значение этого слова в словаре.

ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО, НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.

– Это положительная черта характера или отрицательная?

– Какое задание понравилось на уроке?

– Что показалось сложным?

– Оцените свою деятельность.

Домашнее задание.

Чтение сказки по ролям.

multiurok.ru