Конспект урока литературного чтения на тему "Бытовая сказка. Каша из топора" (2 класс). Конспект каша из топора 2 класс фгос


Технологическая карта урока по чтению, 2 класс на тему "Каша из топора"

Технологическая карта урока.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Количество часов: 1 час.

Цели урока:

а) образовательная - познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

б) воспитательная: воспитывать у учащихся желание делиться друг с другом всем необходимым;

в) развивающая: развивать мышление, внимание, память.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: беседа, работа с учебником, демонстрация, кластер, кроссворд.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебники, тетради.

Ожидаемые результаты учения:

- сознательное восприятие и усвоение основного содержания данной сказки.

Оценка: по результатам ответов на уроке, поощрение , рейтинг учеников проводится в конце урока.

Процесс урока и его технология.

1 этап.

Организаци-онный мо-мент, сооб-щение темы урока.

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку.

Беседа

2 мин

2 этап.

Проверка домашнего задания.

- Пересказ рассказа Пантелеева «Трус».

Устный опрос

8 мин

3 этап.

Постановка цели урока.

1

- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

Беседа

Беседа.

3 мин

4 этап.

Изучение нового материала.

1. Смотрим мультфильм – сказку.

2. Словарная разминка. (Слайд 5)

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

3.Читают дети, по ходу чтения- словарная работа.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд 6, 7 )

4. Первичная проверка понимания:

.ФИЗМИНУТКА

Мультимедиа

Словарная работа

Работа по учебнику

Выразительное чтение

Беседа

10 мин.

5 этап.

Закрепление знаний.

.

1.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

2.Работа над текстом.

- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )

- Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )

3.Работа с тетрадью.

Кроссворд

Работа с учебником

Анализ художественного текста

Упражнение на внимание

Кроссворд

15 мин.

6 этап. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Рефлексия

- С какой сказкой познакомились на уроке?

-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается», над кем он посмеивается? (Слайд 13 )

Домашнее задание.

Стр. 63-65, читать и пересказывать.

Беседа.

2мин

infourok.ru

Технологическая карта урока литературого чтения по теме «сказка « Каша из топора» 2 класс.

Технологическая карта урока литературого чтения по теме «сказка « Каша из топора» 2 класс.

Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №22 Семайкина Т.М.

Предмет:литературное чтение 2 класс.

Цели:

• познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;

• отрабатывать навыки выразительного чтения;

• обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

• Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

• Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

• Познавательные УУД1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

• Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

• Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану

Оборудование: Карточки с зашифрованными пословицами.

Ход урока.

Жили-были Старик и старуха...Любишь ты сказки?Так слушай, молчи.Добрая сказка,Тёплая,Только, что из печи.А что может бытьПравдивее хлеба?Отрежешь ломоть -И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,Земля и небо,Солнце и тучи,Добро и зло.Добрую сказку Помню с детства.Хочу, чтобы сказкуПослушал и ты.Чтобы подкраласьК самому сердцуИ заронила зерно доброты.

-Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

2. Проверка домашнего задания

3 мин.

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Ребята, оцените работы друг друга.

-Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

2 мин.

- Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

-Отгадайте её.

-Научитесь читать её скороговоркой.

-Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

- Это загадка.

- Это топор.

Дети читают.

- Это была сказка.

4. Введение в тему.

4 мин.

- Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

- А что вы знаете о сказках?

- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

-К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

- Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

- По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

- Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

- Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»

- Это был топор.

«Каша из топора»

- Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

5. Первичное чтение текста

3 мин.

-Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

- А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

- Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

6.Вторичное чтение текста

4 мин.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки?

- Кто является главным героем сказки?

-Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

2 мин.

Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали.

- Где происходили события сказки?

- А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе.

- Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

5мин.

-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

-Почему он постучался именно в эту избу?

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

- Как обратился он к старухе?

-С какой интонацией надо это прочитать?( Прочитайте)

- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)

- Как вы понимаете слово сирота?

- Что придумал солдат?

- Как он это сделал?

-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

- А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

-Шёл солдат на побывку.( Выборочное чтение.)

-Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

- А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего?

-Он назвал её хозяюшкой.

-С уважением ,почитанием.

- У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Человека, который живёт один и никто ему не помогает , называют сиротой.

- Он решил сам сварить кашу.

-Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

-Он внимательный, сообразительный.

-Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке)

9.Обобщение прочитанного

3 мин.

- Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

- Кто вам больше нравится и почему?

-Как вы относитесь к старухе, к солдату?

- Что бы вы посоветовали героям сказки?

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.

- А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.

-Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

10 мин.

- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

- Сколько человек для этого нужно?

- С какой интонацией читает каждый герой сказки?

Аналогично ведётся работа по странице 45.

- Чтение по ролям.

- Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата.

- Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки.

- Слова солдата приветливо , с просьбой?

- Слова старухи спокойно, без эмоции.

- Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

2 мин.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что у вас получились? А что нет?

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

- Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения на тему "Бытовая сказка. Каша из топора" (2 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от "Столичного учебного центра" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-467919

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru