Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Каша из топора." 2 класс. Сказка каша из топора 2 класс конспект


Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Каша из топора." 2 класс

Урок литературного чтения во 2классе

Учебник:

Литературное чтение: 2 класс, Э.Э. Кац – Москва: ДРОФА; Астрель, 2016г.

Рабочая тетрадь на печатной основе

Презентация

Планируемые результаты:

Предметные: соотносить иллюстрации с содержанием произведения; объяснять уметь объяснять действия персонажей.

Личностные: рассказывать о чувствах, которые вызывает сказка; уметь сопереживать; оценивать собственную учебную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; уметь работать по предложенному учителем плану, выскаывать своё предположение (версию) на основеработы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентироваться в учебнике, в словаре; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач; сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнения партнёра, вырабатывать общую позицию.

Образовательные ресурсы:

Содержание урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация .

– Посмотрите на иллюстрации. Они помогут вам узнать тему сегодняшнего урока. Назовите её. («Русская народная сказка «Каша из топора»).

  1. Постановка учебной задачи. – зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, сформулируем задачи урока.

  1. Прочитать… (русскую народную сказку «Каша из топора»).

  2. Проанализировать … (эту сказку)

  3. Учиться … (выразительно её читать)

  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

  1. Словарная разминка.

Побывка – недолгое пребывание на родине, обычно во время отпуска.

Служивый – солдат.

Притомиться-устать.

      1. Изба – деревянный, крестьянский дом (слйды)

      2. Вдоволь – достаточно.

      3. Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

      4. Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

      5. Коли – если бы.

      6. Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

      7. Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

      8. Этакую – такую.

  1. Первичное знакомство с текстом. (Аудио запись)

  2. Соотнесение иллюстраций к сказке с её повествованием.

– В чём иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию? ( В сказке сказано: «Тут он приметил топор без топорища» - на иллюстрации топор м топорищем.)

–На второй иллюстрации изображены ещё и репа, огурец, зелёный лук и хлеб. Художник развил идею ожидаемой щедрости старухи.

  1. Развитие внимания к внутреннему состоянию человека, определяющему его поступки. Работа над заданичми 1, 4, 6 (с.58).

– Почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сиротой? (ответы детей)

– Вы совершенно верно выделили её жадность и глупость.

– Почему солдат ел кашу и посмеивался? (Его незлобивность, чувство юмора помогают «служивому»)

– Почему он не ушёл после того, как старуха отказалась накормить его? (Ответы детей).

– Солдат наблюдателен, он сразу понял, оглядев избу, что хозяйка не «бедная сирота». Он находчив, отлично понимает другого человека. Жадность старухи и её глупость заставляют её поверить в намерение солдата приготовить кашу из ничего – из топора.

6. Первичное закрепление.

– Какой показалась вам эта сказка: смешной, грустной, страшной или ещё какой-то? Объясните своё мнение.

Варианты ответов:

  • Сказка смешная. Уж очень жадной и глупой была старуха.

  • Эта сказка не грустная, потому что солдат ничего плохого старухе не сделал. Он ещё ей кашу сварил.

  • Немножко печальной, потому что бывают такие люди жадные, как эта старуха. Она даже солдату, который её защищал, не хотела дать еды.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Перечислите все продукты, которые положил в кашу солдат. Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задание 3 на с.58

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какие задачи ставили на уроке?

– Удалось решить поставленные задачи?

– Каким способом?

– Какие получились результаты?

– Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

10. Домашнее задание: работать над выразительностью чтения сказки.

infourok.ru

«Каша из топора» (русская народная сказка) 2 класс

Конспект урока по математике по теме: «Каша из топора» (русская народная сказка) 2 класс

Предметные цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;

  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

  3. Развивать мышление, внимание, память.

  4. Метапредметные результаты:

  • Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности

  • Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.

  • Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка

- На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы полготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

  • медленно, постепенно убыстряя темп

  • Начинаем читать с шёпота, переходя к громкому чтению

  • Читаем громко, переходя к шёпоту

  • Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению

- Наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)

«Про кашку»

Кашка-малашка

(Левая ладонь изображает миску)

Ты так хороша

(указательным пальцем правой руки мешаем «кашку»

Если добавить стакан молока

(Пальцами проавой руки «держим стакан»

Сахар и соль понемножку клади

(пальцы правой «солят» кашку

Кашку-малашку мы детям дадим

(изображаем кормление)

  1. Проверка домашнего задания «Мальчик с пальчик»

1. беседа по сказке

- Что случилось у старухи, когда она рубила капусту?

- Куда старуха положила палец?

- Что услышала старуха из угла, где стояла лавка?

- Что увидела старуха в тряпке вместо своего пальца?

- Каким ростом был мальчик?

- Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался.

- Где находился отец мальчика?

- Зачем мальчик просится на пашню?

- Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!»

- Где сидел мальчик, когда лошадь пахала?

- Что просит барин у старика?

- Почему старик не хочет продавать мальчика?

- Сколько денег барин заплатил за мальчика?

- Куда барин посадил мальчика?

- Как мальчик убежал от барина?

- Кто проглотил мальчика?

- Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот хотел утащить овцу из стада?

- Что делал пастух после слов мальчика?

- Почему волк стал худым?

- Куда вбежал волк?

- Как решилась судьба волка?

- Какой момент сказки вы видите на иллюстрации страницы 54?

2. Пересказ по плану:

1.Мальчик из пальца.

2.Сын помогает отцу.

3.Барин купил мальчика.

4.Мальчик в брюхе у волка.

5.Спасение мальчика.

  1. Постановка цели урока.

- Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

1. Загадки.

До обеда сгоряча

поработает с плеча

и в итоге будь здоров,

наломает столько дров (топор)

Для чего нужен топор? (дрова рубить)

- Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

  1. Открытие новых знаний

1). Приём антиципации.

-Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная каша получилась! (Да, хотим.)

- А так бывает, чтобы кашу из топора варили? ( Нет, топор не варят.)

- Посмотрите на следующий слайд и скажите,

какие виды сказок мы знаем? Например чудеса происходят? (Волшебные)

- о животных

Учитель: (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей)

- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

2. Словарная разминка.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Посмеивается

Смекалка, Находчивость

    1. Работа над произношением

Шёл, солдат, деревня, хозяюшка, топор, положить, попробовал, ест да посмеивается

  1. Музыкальная физминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

6). Чтение сказки «Каша из топора» учителем.

7). Чтение сказки учащимися: жужжащее чтение; выборочное чтение;

8). Первичная проверка понимания:

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

- Как старуха ответила? (Прочтите)

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)

- А потом? (крупы, масла, соли)

- Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)

- Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, что у неё ничего нет? Каким – солдат?

- Почему он так поступил?(Знал, что у хозяйки есть еда.)

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)

9). Приём «Голова-хвосты» (3 предложения)

VI. Закрепление знаний.

- Чему учит нас эта сказка?

- Каким надо быть, каким нельзя быть???

- С какой сказкой познакомились на уроке? (с русской народной сказкой)

-Какой тебе показалась эта сказка?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?

- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

VII. Итог урока.

- К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

VIII. Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Знакомство с бытовой сказкой. Русская народная сказка "Каша из топора»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Знакомство с бытовой сказкой. Русская народная сказка "Каша из топора» для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 г. Мурманска

Конспект урока по литературному чтениюво 2 классе«Знакомство с бытовой сказкой.

Русская народная сказка "Каша из топора»

подготовила

учитель начальных классов

Дадашева Оксана Асефовна

г. Мурманск2014

Образовательные:

- познакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»;

- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

- закреплять умение самостоятельно работать с текстом.

Развивающие:

- развивать антиципацию;

- создать условия для формирования выразительного чтения;

- развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;

- расширять и обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности и воображение обучающихся;

- способствовать развитию мыслительных процессов.

Воспитывающие:

- воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;

- формировать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здр. ребята! Я рада, что пришла к вам в гости. Зовут меня Оксана Асефовна. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.

- Итак, уважаемые путешественники, сели поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.

-Полет проходит ни высоко, ни низко. Дальность полета ни далеко, ни близко.

– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? (К сказкам.)

- Верно, мы побываем в гостях у сказки. (слайд- развёрнутая изба)

-Внимание! Закрыли глазки. Приготовились к снижению.

- Итак, открываем глазки.

- Где мы с вами очутились? (в избе)

- Верно, мы очутились в деревне, в русской избе.

-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.

- Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.

- Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).

- Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).

- Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат

- Кто второй герой этой сказки? ( солдат)

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.

- Поставьте перед собой учебные задачи, используя опорные слова (познакомиться, учиться)

Подготовка к изучению нового материала

- Сядьте поудобнее, послушаем историю, которая могла произойти с этими героями. (аудиозапись)

- Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

- Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.

- Название сказки пишется с большой буквы.

- Запишите название сказки на листочке.

-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?

- Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

1. Словарная работа

1) Объяснение учителем

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

- Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.

2) Синонимический ряд

ПОСКУПИЛАСЬ заметил

ПРИМЕТИЛ пожадничал

ПРИТОМИЛСЯ устал

- Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.

- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

3) Работа со словарём

ВАРЕВО - вареное жидкое кушанье

Физмин.

Жила на свете девочка,

Кашицы любила.

Насыпав горсть овсянки

Кашицу варилу.

Пришёл к ней раз служивый,

Всплеснул руками, дивится:

- «Какое объедение!

Кашица сварилася!»

Позавтракал тут вдоволь он

И распростившись с ней,

Тотчас же отправился

На службу поскорей.

2. Трудные слова

Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке

всплес-ну-ла → всплеснула

горс-точ-ку → горсточку по 1 экз на парту

объ-е-день-е → объеденье

за-су-е-ти-лась → засуетилась

нечего → ничего

3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)

- Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)

4. Работа по сказке

- Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?

- Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.

- Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)

- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

- Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).

Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

- Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную.

- Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?

Работа по характеристике героя

- Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? - Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.

- В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)

- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

- В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)

(одна пара работает у доски)

- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

- Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)

- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы. Обсудите их в парах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему?

Физминутка для глаз

Выразительное чтение

- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Вызываю двоих из класса. Даю задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.

- Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)

- А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)

-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.

- Итак, кто хотел бы прочитать? (за автора читает учитель)

-Чьё чтение вам понравилось? Почему?

- Продолжение сказки мы посмотрим в исполнении артистов.

- Поблагодарим артистов за представление и похлопаем им. Как замечательно у вас всё получилось!

Итог урока

- Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)

- Могла ли такая история случиться в жизни? (да, могла)

- Предположите, в какой из этих книжек может быть эта сказка?

Как мы с вами и говорили, всё что происходит с нами в жизни каждый день, наши вещи, привычки, поведение- это наш быт. Здесь нет чудес и волшебства, действуют реальные герои. Вот такие сказки и называются бытовыми. (на доске появляется название «Бытовая сказка»)

Домашнее задание

- Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

-Наше путешествие на ковре самолёте заканчивается, пора возвращаться. (слайд,музыка)

Рефлексия

Это ваше не последнее путешествие. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, выберете ковёр, соответствующий этому настроению

(под видеоролик «В мире много сказок»)

Список использованной литературы

1. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение», 2009 год.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Толковый словарь русского языка С. Ожегова, 1992 г.2. http://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/kasha-iz-topora/3. Аудиозапись для физ.минутки.4. http://www.youtube.com/watch?v=B6FtfkQh6-s

docbase.org