Разработка урока по литературному чтению на тему : Н.Носов "Мишкина каша". Вопросы к рассказу носова мишкина каша


Викторина «Рассказы Николая Носова» (с ответами)

Рассказы Николая Носова — остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, читать их не просто интересно, а сверх интересно. Написанные в послевоенные годы, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Герои рассказов – неутомимые выдумщики, фантазёры.

Викторина «Рассказы Николая Носова» содержит 19 вопросов. На все вопросы представлены ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие рассказы Николая Носова вы знаете?Ответ: «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Мишкина каша», «Дружок», «Карасик», «Клякса», «На горке», «Прятки», «Бенгальские огни»

2. Какие «овощные» рассказы Николая Носова вы знаете?Ответ: «Огурцы», «Огородники», «Про репку»

3. Как называется рассказ Н.Носова, где в качестве одного из «персонажей» выступает общественный транспорт?Ответ: «Метро»

4. Назовите рассказы Николая Носова в названии которых присутствуют имена собственные?Ответ: «Шурик у дедушки», «Саша», «Мишкина каша», «Приключения Толи Клюквина», «Про Гену»

5. Какая песня звучала в телефонной трубке у Мишки? (рассказ «Телефон»)Ответ: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни-и-и?»

6. За обладание каким предметом боролись герои рассказа Н.Носова «Огородники»?Ответ: боролись за то, чтобы выиграть знамя

7. Какой номер участка достался главным героям рассказа «Огородники»?Ответ: участок номер 12

8. Какой прибор, излучающий волны, мешал Феде из рассказа «Федина задача» учить уроки?Ответ: радио

9. Почему один из рассказов Носова называется «Живая шляпа»?Ответ: потому чтов этом рассказе шляпа двигалась, как будто живая

10. Какой зверёк забрался под шляпу в рассказе «Шляпа»?Ответ: кот

11. Как звали собаку у тёти Наташи в рассказе «Дружок»?Ответ: Дианка

12. Сколько щенков принесла собака Дианка в рассказе «Дружок»?Ответ: Шесть

13. Какое стихотворение Пушкина про зиму декламировал Мишка в рассказе «Дружок»?Ответ: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…»

14. Какой рассказ Носова содержит в названии профессию?Ответ: «Милиционер»

15. Миша из рассказа «Мишкина каша» чрезвычайно активен. Вспомните, какие действия он совершал?Ответ: «Насыпал в кастрюлю крупы», «Схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «Взял кружку, полез в ведро», «Выхватил сковородку из печки»

16. Сколько лет было героине Ниночке в рассказе «И я помогаю»?Ответ: Ниночке было пять лет

17. Какой рассказ Носова содержит в названии вид рыбы?Ответ: «Карасик»

18. Стремятся ли к познанию окружающего мира герои рассказов Н.Носова?Ответ: да. То они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), или целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»). То изучили строение телефона («Телефон»), то решили сделать каток («Наш каток»).

19. Как звали сторожа в рассказе Носова «Тук-тук-тук»?Ответ: Марья Максимовна

detskiychas.ru

Карточка по рассказу Н.Носова "Мишкина каша" (УМК "Перспективная начальная школа")

Дата_______________

Карточка по рассказу «Мишкина каша» ______________________________________

1. Где был Коля с мамой, когда Мишка приехал к нему в гости?___________________

2. Что предложила мама мальчикам?________________________________________________

3. Что сказал Мишка на вопрос «умеет ли он варить кашу»?_________________________

4. Что мама оставляла из продуктов? _____________________________________________________________________________________

5. Стал ли Коля запоминать, как варить кашу, когда мама рассказывала об этом?_________________

6. Что решили взять с собой мальчики, чтобы пообедать во время рыбалки?____________________________________________________________________________

7. Сколько крупы насыпали ребята?_________________________________________________

8. Что случилось с кашей?___________________________________________________________

9. Была ли дырка в кастрюле?________

10. Кто, по мнению Мишки, виноват в том, что он крупы много насыпал?__________

11. Что предложил Коля после того, как увидел, что Мишка очень долго возится с кашей?______________________________________________________________________________

12. Что случилось с водой? _________________________________________________________

13. Что произошло у колодца, когда Мишка пошёл за водой?_______________________

14. Чем ребята решили доставать воду из колодца во второй раз?__________________

15. Что ребята решили использовать вместо верёвки?______________________________

16. Удалось ли ребятам добыть воду во второй раз?_______

17. С помощью чего ребятам удалось достать из колодца воду?____________________

18. Уронили ли ребята кастрюлю с кашей в колодец?__________

19. Вкусная ли получилась каша?__________

20. Что забыл положить на сковородку Мишка?______________

21. Что случилось с пескарями, которых ребята пытались пожарить?_______________

22. Что пообещали сделать ребята для Тёти Наташи за то, что она их покормит?

_____________________________________________________________________________________

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению: Н. Носов "Мишкина каша"

Конспект по русской литературе

Класс: 5

Тема урока:

Цели урока:

1. познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением

2. развивать самостоятельную деятельность учащихся, выразительное чтение;

3.воспитывать у учащихся интерес к изучению русской литературы

Тип урока: новая тема

Методы и приемы:

Межпредметная связь: русский язык

Оборудование: иллюстративный материал, тексты

Ход урока:

1.Организационный момент

Деление на группы по картинкам.

- Над каким произведением мы будем сегодня работать?

2. Работа над темой урока. (А3, фломастеры)

Работа по тексту. Стратегия «Жигсо»

Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады.

Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии.

В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. В жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене. В 1929 году учился в Московском институте кинематографии. Окончив в 1923 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

- Чтение

- Обсуждение в паре

- Составление кластера

- Защита

3. Просмотр мультфильма.

4. Работа над отрывками произведения

1 группа

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.- Это очень хорошо, что ты приехал, - сказала она. - Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?- Конечно, проживём, - говорю я. - Мы не маленькие!- Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?- Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!- Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.- Сварим и кашу. Чего там её варить! - говорит Мишка. Я говорю:- Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

2 группа

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.- Это очень хорошо, что ты приехал, - сказала она. - Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?- Конечно, проживём, - говорю я. - Мы не маленькие!- Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?- Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!- Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.- Сварим и кашу. Чего там её варить! - говорит Мишка. Я говорю:- Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. "Зачем, - думаю, - раз Мишка знает".Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.- Постой, - говорю я. - А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?- Чего там варить! - говорит Мишка. - Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.- Ну что ж, кашу так кашу.3 группа

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:- Сыпь побольше. Есть очень хочется!Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.- Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.- Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?- Куда?- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.- Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.- Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!- Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.- Наверно, испарилась, - говорит Мишка. - Надо ещё подлить.Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили - смотрим, опять каша наружу лезет.- Ах, чтоб тебя! - говорит Мишка. - Куда же ты лезешь?Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.- Вот видишь, - говорит, - ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:- Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.- Да, - говорит Мишка, - кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: "Клади, говорит, побольше. Есть хочется!"- А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.- Ну и сварю, не мешай только.- Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.Я не вытерпел и говорю:- Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!- А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.- Так то, - говорю, - в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.- А нам-то куда спешить?- Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

4 группа

И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.- Ты, - говорю, - всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.- А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?- Выложить, - говорю, - половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.- Наливай, - говорю, - теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.- Нету, - говорит, - воды. Вся вышла.- Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! - говорю. - И колодца не увидишь.- Чепуха! Сейчас принесуОн взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.- А вода где? - спрашиваю.- Вода... там, в колодце.- Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?- И ведро, - говорит, - в колодце.- Как - в колодце?- Так, в колодце.- Упустил?- Упустил.- Ах ты, - говорю, - размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?- Чайником можно. Я взял чайник и говорю:- Давай верёвку.- А её нет, верёвки.- Где же она?- Там.- Где - там?- Ну... в колодце.- Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?- Ну да.Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.- Ничего, - говорит Мишка, - сейчас пойду попрошу у соседей.- С ума, - говорю, - сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

5 группа

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.- Не выдержит! - говорю. - Я чувствую.- Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, - говорит Мишка.Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх - и нет чайника.- Не выдержала? - спрашивает Мишка.- Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?- Самоваром, - говорит Мишка.- Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.- Ну, кастрюлей.- Что у нас, - говорю, - по-твоему, кастрюльный магазин?- Тогда стаканом.- Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!- Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.- Давай, - говорю, - кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:- Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные...Я говорю:- Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.- Ах ты, растяпа! - говорю. - Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: "Пых, пых!"- О! - говорит Мишка. - Хорошая каша получилась, знатная!Я взял ложку, попробовал:- Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.- Нет, - говорит, - умирать буду, а такую кашу не стану есть!Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.- Не смей! - говорю. - Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

Задания:

1) Озаглавить отрывок текста

2) Составьте тонкий и толстый вопросы по тексту

3) Инсценирование. Инсценируйте отрывок по ролям.

5. Оценивание. Оценочный лист.

Чтение-1б

Обсуждение-1б

Кластер-1б

Защита -1б

Заглавие -1б

Тонкие и толстые ?-1б

Инсценирование -4б

Итого

9-10б-«5»

7-8б- «4»

5-6б -«3»

6. Рефлексия. Написать на стикерах пожелания по уроку.

infourok.ru

Разработка урока по литературному чтению на тему : Н.Носов "Мишкина каша"

Митянина Нина Викторовна

Литературное чтение 3 «Г» класс

Тема: Н. Носов «Мишкина каша».

Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи: проявляют чувство ответственности за свои слова и поступки перед друзьями; знают содержание рассказа «Мишкина каша», умеют определять тему и основную мысль рассказа; умеют подробно и кратко пересказывать текст; понимать основную мысль прочитанного, давать самооценку своему поведению и словам; находить ответы на вопросы в тексте.

Оборудование: презентация, учебник

Ход урока:

1.Организация учебного процесса. Слайд 1.

2.Проверка д/з (Толстые и тонкие вопросы к тексту «Сказка о потерянном времени» Е.Шварц)

3.Работа над новым материалом.

Вызов (работа в группах)

Слайд 2

Сейчас послушаем отрывки из произведений, в которых рассказывается о взаимоотношениях героев . Я надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

2)- Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Оргурцы», «Живая шляпа»)

-Кто объединяет их? (Автор Н.Н.Носов)

Библиографическая справка.

Что вы знаете об авторе?

- О чем писал Носов? (ответы учащихся)

- Н. Носов был очень увлеченным человеком: занимался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для любительского журнала «Икс», играл в шахматы, занимался химией, фотографией, электротехникой. Прежде чем стать писателем, поменял много профессий: был газетным торговцем, землекопом, сплавщиком бревен, работал постановщиком фильмов.

Сообщение темы урока. Слайд 3

- Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

«Мишкина каша».

Игра «Юный толкователь» Слайд 4

Словарная работа

ЧЕПУХА

КОМЕДИЯ

ЯКОРЬ

Осмысление.

Первичное чтение.

Творческое задание - фантазирование.

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что произойдет с героями?

Вопросы после чтения.

Как вели себя герои?

Почему так назван рассказ?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как развивались события в рассказе? С чего все началось?

-О чем повествует вторая часть?

Чтение про себя второй части.

- Расскажите, как мальчики варили кашу?

Жужжащее чтение третьей части.

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения?

Игра «Голова-хвост». Слайд 5

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

4.Итог урока. Слайд 6

Какой неожиданный вывод делают друзья? А вы с ними согласны?

А с вами, ребята, случались подобные истории?

5. Рефлексия. Слайд 7

Оценка знаний.

6.Домашнее задание. Слайд 8

Составить план, подготовить пересказ.

infourok.ru